Опыт работы

Пояснительная записка к опыту работы классного руководителя

Галиной Марии Александровны

 Постоянные социально-экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, ежедневно заставляют думать нас о будущем. Так же как и экономика, концепция современного образования не стоит на месте. В данный момент основной идеей образования является всестороннее воспитание и развитие ребенка. Но между тем воспитание полноценно-развитой личности не может быть без воспитания в коллективе. Процесс развития личности ребенка и коллектива, в котором он находится, тесно связаны друг с другом. Развитие личности напрямую зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем отношений. С другой стороны активность детей, физическое и умственное развитие каждого ребенка обуславливает уровень развития коллектива в целом. Чем более активны и дружны члены коллектива, тем ярче коллективные отношения. В такой среде ребенок полнее использует свои индивидуальные возможности. Таким образом, можно провести логическую связь между воспитанием одного ребенка как личности и коллектива в целом.

Проблема формирования сплоченности детского коллектива является актуальной не первый день. Над ней работали многие педагоги и психологи СССР. Необходимость формирования коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко исследовали А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Л.И. Новиков, А.Т. Куракин, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский

Цель моей воспитательной деятельности следующая: формирование сплоченности класса через личностный рост каждого обучающегося, путем создания благоприятных условий в детском коллективе.

Задачи моей воспитательной деятельности:

- понаблюдать за коллективом в целом и за каждым ребенком в частности;

- сплотить коллектив через развитие индивидуальных особенностей учащихся и проведение мероприятий, направленных на это;

- обеспечить успешную адаптацию учащихся на втором этапе образования;

- воспитывать ответственность, культуру поведения и общения;

- создать благоприятную микросреду и психологический климат в классе;

- организовать групповую, коллективную и индивидуальную деятельность школьников для вовлечения их в общественно – ценностные отношения;

- формировать активную гражданскую позицию;

- развивать инициативу и творчество.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня воспитанности учащихся.
  • Сплочение классного коллектива.
  • Сплочение родительского коллектива.
  • Повышение познавательной активности учащихся.

Так в чем же  заключается смысл определения воспитания? Ведь воспитатель по словам В. И. Даля это человек, который воспитывает, заботиться о нравственных потребностях ребенка: научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитание -это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни, в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагаются различные теории воспитания, апробируются новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.

И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки, у них есть шанс добиться успехов в деле воспитания своих детей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его друзьями, людьми, которым не безразлично, какими вырастут их дети. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.

Работа с родителями – очень важный раздел плана воспитательной работы. Сотрудничество классного руководителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это непростая задача классного руководителя. Как классный руководитель, я стараюсь сплотить родителей вместе включением их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, КВН, родительские собрания. Я провожу целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создаю ситуации для уважительного отношения детей к своим родителям.

Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. В свою очередь, я регулирую отношения учителей и родителей ребёнка, информирую педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организовываю встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах и не удачах учащихся, привлекаю учителей-предметников к подготовке и проведению собраний с родителями. Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы с ребёнком и предупредить возможные трудности и конфликты.

Я начала работу с новым коллективом еще до того, как дети перешли в 5 класс. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе учителем начальных классов.

Одним из направлений моей работы является сотрудничество с социальным педагогом, который непосредственно занимается изучением проблемных детей и их семей, знакомит меня с результатами собеседований, с материалами посещения на дому.  

Преследуя такую цель, как формирование сплоченности класса, наставник обязан создавать психологический комфортный климат внутри коллектива. Сделать это можно различными способами. В результате многочисленных совместных (коллективных) школьных дел: творческих проектов, походов, конкурсов. Подобные мероприятия должны планироваться всем классным коллективом. Чем большее число учеников примет в них участие, тем результативнее, с точки зрения создания микроклимата в классе, будут подобные мероприятия.

Ключевыми функциями моей работы являются:

1. Аналитическая:

- Изучение индивидуальности учащегося.

- Анализ и изучение характера развивающегося коллектива.

- Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка.

 

    2. Организационно-координирующая:

- Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.

- Установление связи школы с семьёй.

- Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.

- Работа с «малым» педколлективом.

 

    3. Коммуникативная:

- Регуляция межличностных отношений среди детей.

- Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».

- Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе.

 

Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу.

В заключении педагог должен сделать так, чтобы для его учеников школа стала настоящим родным домом. Понимая, что он сам не до конца владеет собой, классный руководитель постоянно занимается самообразованием, профессиональным самосовершенствованием. Входя в класс с улыбкой на лице и с хорошим настроением, педагог сможет передавать свой позитивный настрой детям. Терпение, самообладание, внимательность, уравновешенность – те качества, которыми обязан обладать по новым профессиональным стандартам любой современный классный наставник.  

                                              

                                                                                      Дети не живут, а жить готовятся.

                                                                                     Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

                                                                                      Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

                                                                                                                                        С. Маршак